Get Adobe Flash player

Версия для людей
с ограниченными возможностями

 

 

Детский сад: адаптация без слёз!

Психолого-педагогическая поддержка ребёнка в период адаптации к ДОУ

 

Психологическая характеристика процесса адаптации ребёнка

Адаптацияэто реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учётом обстоятельств и повышать её продуктивность, то есть развиваться.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребёнка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трёх уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.

Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:

1.  Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым:

  • знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;
  • очень активные, неожиданные или незнакомые ребёнку действия взрослого, адресованные ребёнку или выполняемые поблизости от  него;
  • жёсткая регламентация условий выполнения задач;
  • изменение ситуации общения со взрослым, когда ребёнок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;
  • поощрение и порицание взрослым действий;
  • ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.

2.Условия, связанные с новой организацией среды:

  • выход за пределы знакомого помещения;
  • необходимость действовать самостоятельно в организованной и свободной деятельности.

3. Условия, связанные со взаимодействием со сверстниками:

  • встреча с коллективом ровесников;
  • необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;
  • наличие у ровесников незнакомых ребёнку форм поведения в типичных ситуациях.

 

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

  • функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
  • состояние иммунной системы;
  • особенности обменных процессов;
  • тип нервной системы и темперамента;
  • тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
  • психологическое состояние ребёнка в момент привыкания к новым условиям, например стабильность положительных эмоций, чувство защищённости, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.

Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребёнок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребёнка, снижают защитные силы психики. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе.

   

Итак. 

Если Вы хотите, чтобы Ваш малыш не только ходил в детский садик без истерик, «воплей и соплей», но и потом – в школе и во взрослой жизни – не испытывал особых проблем с социальной адаптацией, постарайтесь:

  1. Изначально, когда он ещё совсем кроха, видеть в нём другого человека, отдельного от себя, во многом непохожего на себя, - и именно так к нему относиться.
  2. Поощряйте самостоятельность и инициативу малыша, если их проявления не грозят Вам или ему (или окружающим)неприятными последствиями.
  3. Постепенно приучайте малыша к тому, что отдельные его действия могут кому-то  – в том числе маме – не нравиться, что иногда люди бывают недовольны друг другом, причем не только мама и папа могут быть им недовольны, но и он в некоторых случаях может открыто выразить своё недовольство ими, - то есть учите ребёнка вести себя в конфликтных ситуациях.
  4. Старайтесь как можно чаще что-то делать совместно с ребёнком, причем  лучше даже не вдвоём, а втроём - вчетвером (с папой, бабушкой и тд.): вместе играть, вместе гулять, вместе убирать квартиру: малышу нужен опыт действия не индивидуального, а в коллективе, ВМЕСТЕ с другими людьми.
  5. Никогда не пугайте ребёнка садиком, высказывайтесь о нём при малыше только положительно, а главное – постарайтесь сами найти в том, что Ваш малыш будет ходить в садик только положительные моменты.
  6. Не упускайте из виду главное : каким бы ни был садик, воспитатели, как бы часто ни болел ребёнок первое время, в детском саду он получит возможность искать себя в коллективе сверстников, строить с ними отношения, дружить и общаться, - а это самое главное, что даёт любому малышу абсолютно любой детский сад.

 

В добрый Вам путь!

Поиск

Организация питания

Статистика

Количество просмотров материалов
422496

Гости в "Ягодке"

Сейчас 59 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Постоянно действующая
"ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ"

8 (495) 577-10-91