Get Adobe Flash player

Версия для людей
с ограниченными возможностями

 

 

Часто слышу от родителей упрёк в адрес педагогов: «Чем они там занимаются? Как ни посмотришь - всё играют. Дети уже в старшей группе, а взрослые их всё пальчиками да ручками развлекают. Когда же будут учить писать и читать?». Как же многие родители ошибаются!

Детский сад - только первая ступень к развитию полноценного члена общества - умного, доброго, а главное здорового человека. Разве развитие мелкой моторики - именно об этом шел разговор - не готовит детей к овладению письменными знаками. А ребёнок, у которого нарушено звукопроизношение, неадекватное восприятие происходящих событий, недостаточный уровень концентрации внимания, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другую в результате чего изменяются некоторые формы поведения, возможна резкая смена настроения, депрессии, - разве нужно ребёнка с таким «букетом» обучать чтению? Нет, начать нужно совсем с другого. Все люди разные: у кого-то очень хорошая память и он любит учить стихи, кто-то прекрасно рисует, но не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кто-то просто любит смотреть на дождь и бегущие по небу облака. И когда мы говорим о воспитании и обучении ребёнка, то почему то забывает о психических, физиологических и речевых его возможностях. А ведь ребёнок, как и взрослый, тоже что-то любит делать, а что-то нет. Раскрытие природы маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а главное, самых близких ему людей - родителей. Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Очень важное значение  в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. У него улучшается двигательная координация.

Преодолевается зажатость , скованность. Движение рук построено на занимательно- игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить четверостишье не представляет особого труда. Помните, как в детстве мы играли «Сорока, сорока кашку варила, деток кормила?». Попробуйте напомнить уже подросшему ребёнку эту потешку, и он обязательно начнёт выполнять движения руками. Пальчиковые игры должны выполняться ребёнком без затруднения и приносить радость ребёнку. Выдающиеся учёные Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, Е. И. Исенина, М. И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев положительно сказывается на становлении детской речи. Предлагаемый кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой тест на распознавание пальцев можно провести со своим ребёнком дома. Он поможет оценить функционирование теменно- затылочных отделов коры головного мозга. Сядьте за стол напротив ребёнка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой . Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросить вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете, Какой результат?. В норме: трёхлетние дети правильно определяют большой палец: пятилетние - большой и мизинец; шестилетние - большой, мизинец, указательный. Для развития ручного праксиса полезны такие упражнения.

  1. Перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
  2. Застёгивать и расстёгивать пуговицы разного размера;
  3. Плести косички из жёстких ниток;
  4. Рисовать и штриховать карандашами.

Для развития зрительно - моторных координаций эффективно задание: «Дорисуй недостающие детали вначале к рисункам, затем к буквам».

Прежде чем обучать ребёнка чтению, важно сформировать психологическую готовность Существенное внимание надо уделить психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками и т.д. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребёнка. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить ребёнка и к письму ( но в том случае, если нет нарушения звукопроизношения) например: рассказывая и показывая потешку «Кот Мурлыка», вы выкладываете на стол картинку, на которой изображены кот и мышки.

  • «Вот кот Мурлыка ходит, он всё за мышкой бродит ( мягкими кистями дети выполняют движения «кошка»), Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись( грозят указательным пальцем одной руки, затем другой). «Ам!» (одновременно двумя руками резко сжимают кулачки).

Эта игра доставит детям удовольствие. А если после игры вы выложите на столе под картинками буквы К и М, а после повторного исполнения это сделает сам ребёнок, то буквы он запомнит быстрее. Такие задания стимулируют обучение, способствуют его успешности. Ведь для дошкольника учение всегда должно быть игрой. Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите музыку, которая нравится ребёнку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребёнок возбуждён, то включите ласковый плеск волн, пение птиц - это снимет психическое напряжение, успокоит. Громкая музыка вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Слушая музыку, сделайте ребёнку массаж рук. Это очень приятная для него процедура . Во время игры требуйте от него выразительной передачи образа.  Если дома каждый день родители будут заниматься по 7-10 минут массажем рук ребёнка, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно. Стимуляция речевых зон коры головного мозга положительно скажется на исправлении несложных речевых искажений (если ко всему сказанному добавить артикуляционную гимнастику). Будет совершенствоваться память. Легче будет проходить усвоение будущими школьниками навыков письма.

Пальчиковая гимнастика с элементами пластического этюда.

  • Стояла изба в деревушке (дети пальчиками обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изображая ладошками крышу).
  • В ней жили смешные старушки (носики) Держат пальцами концы воображаемого платочка, при этом наклоняют голову набок.
  • Бельё зашивали метёлками (левая рука сжата в кулак, правой кистью машут из стороны в сторону).
  • Полы подметали иголками (двумя руками шьют воображаемыми иголками).
  • Солили волнушки в подушки (солят пальцами обеих рук, руки кладут под щёку, голову наклоняют набок).
  • И шли подремать на кадушке (вытягивают руки вперёд и соединяют их пальчик с пальчиком).

Поиск

Организация питания

Статистика

Количество просмотров материалов
465066

Гости в "Ягодке"

Сейчас 56 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Постоянно действующая
"ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ"

8 (495) 577-10-91